КАК ПИЛИ ЧАЙ ГОСПОДА В СТАРОЙ РОССИИ?
#напитки 😃😎😐
В богатых дворянских и купеческих домах царской России чаепитие превращалось в ритуал, который строго соблюдался десятилетиями. Описания тех чаепитий сохранила русская классическая литература.
Рано утром, когда господа еще почивали, слуги уже ставили самовар в сенях или на кухне. У господ день тоже начинался, как правило, с чая, который предшествовал завтраку. Для этого стол накрывался тонкой накрахмаленной скатертью.
Рядом с самоваром ставился чайник с ситечком, сахарница со щипчиками, чайница, ложечка, полоскательная чашка и стаканы с блюдцами либо чашки. Чай заваривался прямо за столом. На чайный стол ставилась корзина с булочками-бриошами, сухариками, калачами. Обязательно подавалось несколько сортов варенья и сливки. С наступлением теплого времени года самовар переезжал на дачу, это стало еще одним из образов русской жизни: лето, дачная веранда, чаепитие в сумерках...
Обычай разливать чай за отдельным столом пришел в Россию из Европы в последнюю четверть XVIII века. Чайный стол сервировали заранее, хозяйка наблюдала за сервировкой, следила, чтобы вся необходимая посуда была тщательно вымыта и стояла на своем месте.
В старинной повести А. Заволжского «Соседи» подробно описан чайный стол: "Перед диваном стоял стол мореного дерева, покрытый чайной пунцовой скатертью ярославского тканья. На столе - чайный прибор, продолговатый, с ручкой наверху, самовар красной меди, большой поднос с низенькими, на китайский манер, чашками, масло в хрустально граненой масленице, сухари и тартинки в корзинках, сливки в кастрюлечках».
Стол накрывали парадной скатертью, на столе помещали начищенный самовар с полоскательницей под краном, рядом на подносе стояли чашки и заварочный чайник, в определенном порядке расставлялись корзиночки с печеньем, бисквитами, сухарями, тартинками, вазочки с вареньем, медом, масло в хрустальной масленице, сливки в молочнике.
Самоварный столик пододвигали к обеденному, а если собиралось немного народа, самовар устанавливали прямо на столе, на металлическом подносе. В богатых домах, согласно «Полной хозяйственной книге», «если много гостей, то чай разливают в другой комнате, и служитель подает». Иногда вместо самовара на столе ставилась бульотка.
Еще в первой половине XIX века был заведен обычай, по которому чай из самовара разливала хозяйка дома или ее старшая дочь. Если хозяйка разливала чай и занимала гостей, то чашки разносил лакей либо дочери и молодые люди. Удовольствие разливать чай хозяйка могла уступить взрослой дочери, если это была барышня на выданье, чтобы та могла продемонстрировать всем свои умения, грацию и ловкость, необходимые для председательствования за чайным столом.
В Европе чаепитие обставлялось гораздо скромнее. П. Смирнов приводит рассказ князя Александра Шаховского о его знакомстве с Гете в мюнхенской гостинице в 1802 году. Знаменитый немецкий поэт пригласил князя вечером прийти к нему на чай. «Настал вечер, и после размена разных учтивостей, относящихся к обоим лицам, они вскоре познакомились и занялись толкованием о литературе германской, а в особенности русской. Среди разговора им подан был в самом деле чай, но без обычных наших кренделей и булок. Князь, имея обыкновение пить чай с чем-нибудь сдобным, без церемоний позвал человека и велел ему принести несколько бутербродов или чего-нибудь в этом роде. Приказ был исполнен: вечер прошел и кончился очень приятно, но каково было удивление князя Шаховского, когда утром ему подали счет, в котором было исчислено все съеденное им в гостинице, ибо Гете отказался от платежа, отзываясь, что он князя звал на чай, а не на требованные им бутерброды».
Место хозяйки - за самоваром, место хозяина - возле графинчиков и бутылочек с ромом, ликерами, коньяком. Пить чай с «адвокатцем» - ромом, коньяком, так как эти напитки развязывают языки, - было в обычае русских дворян. В офицерской среде чай с ромом называли «с позолотой». Кстати, обычай этот был известен в России еще в XVIII веке. Сохранился анекдот того времени, как известный Иван Иванович Шувалов (фаворит императрицы Елизаветы) угощал поэта Баркова чаем с ромом. Барков, любитель выпить, постоянно подливал в чай ром, и так «усидел» всю бутылку. Шувалов, желая пошутить, предложил ему еще чаю. Барков, поблагодарив, опрокинул стакан на блюдце и отказался: «Извините, Ваше превосходительство, ибо я более одного стакана никогда не употребляю».
Чаепитие по-русски отличалось не только сортом и качеством используемого чая. Оригиналы в России пили чай с гвоздикой на японский манер, и по-китайски с цветами, и зеленый чай, как пьют настоящие американцы. Однако пить русский чай означало пить чай заваренный (англичане, как замечает Гончаров, «варят его по своему обыкновению, как капусту») и с сахаром - для иностранца русский чай «какой-то приторный напиток». Дюма-отец, автор кулинарного словаря, писал: "Лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России», и объяснял это тем, что чай чрезвычайно страдает от длительных морских перевозок и из всех европейских стран только Россия может ввозить чай по суше прямо из Китая. В это время основным поставщиком чая был именно Китай, где чай был известен с доисторических времен. В Индию же и на Цейлон чай был завезен только в 1865 году. «Обычаи странны в России, так что иностранцы находят их необычайно шокирующими, когда впервые встречают», - писал в своем словаре Дюма. Так, например, он находит удивительным, что -мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора».
Хороший тон рекомендовал пить чай не спеша; дуть на чай, чтобы он остыл, почиталось невежеством. Обычно близкие люди или родственники выпивали по три чашки - пить много чаю в гостях также считалось неприличным. Желая показать радушной хозяйке, что вторая или третья чашка будет лишней, гость переворачивал чашку на блюдце или накрывал ее блюдцем. В 1820-х годах в русском дворянском обществе этот обычай сменился другим, европейским: в чашку стали класть ложечку, если чаю больше не хотелось. По-прежнему переворачивали чашки только в провинции и в среде мелкопоместных дворян.
Во второй половине XIX века традиции дворянского чаепития оформились в строгие правила, которые необходимо было знать каждому светскому человеку. Из книги «Хороший тон» (СПб., 1881 г.): «Приглашение на чай есть приглашение в собрание, меньшее числом гостей и сопряженное с меньшими издержками, чем обед или бал... Присутствующие проводят вечер в интересной, оживленной беседе. Дамы могут заняться вышивкой, вязанием, мужчины устраивают партию в карты, а молодежь музицирует». Дамам рекомендовалось надевать закрытые бархатные или шелковые платья с кружевными воротничками и перчатками. С конца XVIII века приглашение на чай стало равнозначно вообще приглашению в гости, и распространилось оно как бы сверху вниз: из дворянской среды постепенно перешло в купеческую и чиновничью, а затем в простонародную.